Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в школе интернате созданы условия.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в школе-интернате постоянно ведется работа по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
· имеются
средства информационно-навигационной поддержки, пандусы;
· для лиц с
нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудован пандусом вход в интернат;
· в коридорах школы-интерната
информационные таблички дублируются на языке Брайля, а также бегущей строкой на
светодиодной панели.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации коррекционных занятий учителей-дефектологов, педагогов-психологов и учителей - логопедов с обучающимися и воспитанниками с нарушенным слухом и тяжелыми нарушениями речи, оборудованы специальные кабинеты. Для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия учителя-дефектологи используют комплексные речевые тренажеры «Интон-М» и электроакустическую аппаратуру VERBOTON VT 15 и VERBOTON VT 42, которые наиболее эффективно помогают ребенку с нарушенным слухом овладевать устной речью, а педагогам совершенствовать учебный процесс. Для самых маленьких воспитанников, с целью вызывания звуков, используют вибростол. Для развития остаточного слуха обучающихся на индивидуальных занятиях имеются комплекты реабилитационных материалов Cochlear, методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, а также специальные мультимидийные программы.
Кабинеты логопедических занятий оснащены специализированным комплектом развивающих логопедических игр и пособий «Мерсибо». Для коррекции и исправления дефектов речи у детей дошкольного возраста логопеды применяют мультимедийный интерактивный развивающий комплекс «Логопедическая Шхуна», а со школьниками используют интерактивный коррекционно-развивающий логопедический стол.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет «Технология» (технологии ведения дома) оборудован:
Технические средства обучения:
Интерактивная доска TRACEBOARD, , принтер Epson, компьютер , документ-камера Aver
Электрооборудование:
для швейных работ
- бытовые швейные машины FAMIL, оверлок FAMILI ML645D, утюг с парогенератором Super MINI. гладильная доска, инструменты и материалы для ручных работ.
Для кухонных работ
- кухонная мебель, электроплита DIXI, холодильник «Минск», миксер Moulinex, электрочайник, инвентарь, приспособления, посуда для приготовления пищи, сервизы: столовый, чайный, набор столовых приборов.
Стенды, таблицы, дидактический материал по всему курсу обучения.
Кабинет информатики оборудован: интерактивной доскойTRACEBOARD, моноблоками Lenovo, индукционной петлей.
Кабинет полиграфии : цветной принтер Epson 810 L, плотер, широкоформатный притер, МФУ, брошюровщик.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека расположена на втором этаже школы в изолированном помещении, состоящего из двух смежных комнат площадью 40,5 м2.
Имеется 1 компьютер входящие в локальную сеть школы с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер-ксерокс-сканер.
С 1 сентября 2021 года работает информационно-аналитическая система "АВЕРС: Школьная библиотека». Обучающимся предоставляется право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется абонемент для младших, старших школьников и педагогов. Д
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
образовательном учреждении имеется спортивный зал площадью 276 кв.м, расположенный на первом этаже. В зале предусмотрено отдельное помещение для хранения инвентаря и организации рабочего места учителя физической культуры, а также раздевалки для девочек и мальчиков, оборудованные скамейками и крючками для одежды. Оборудование зала состоит из матов гимнастических, мячей баскетбольных, волейбольных, набивных, массажной дорожки, коня гимнастического,Окна и лампы освещения ограждены сеткойТакже в школе-интернате имеется кабинет ЛФК оборудованный шведской стенкой, коврики гимнастические, эспандеры многофункциональные, батута, тоннеля для подлезания.
Также для девочек и мальчиков, занимающихся на уроке физической культуры, предусмотрены отдельные раздевальные, в которых расположены скамейки и место для хранения одежды.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание школы площадью 9085,м2, деятельность осуществляется на 1,2 и 3 этажах, имеется прилегающий земельный участок.
Доступ в здание образовательного учреждения к объектам инфраструктуры инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечен.
В школе установлено современное специализированное оборудование: пандусы и поручни, тактильные настенные указатели передвижения, зрительные ориентиры для слабовидящих по коридорам и на лестницах, визуальная и тактильная поддержка по структурированию поведения по всему зданию. В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом. Входная дверь оборудована кнопкой вызова персонала.
Для слабослышащих информация визуализируется бегущие строки, световые маяки, информационные стенды.
Специальные условия питания
В школе созданы необходимые условия для организации питания учащихся в соответствии с требованиями действующего от 13.07.2008 года СанПиН 2.4.5.2409-08:
В школе имеется пищеблок с системой хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения, канализацией, вентиляцией и отоплением, холодильным, торгово-технологическим, весоизмерительным оборудованием, посудой и инвентарем, также имеются производственные помещения для хранения сырья и полуфабрикатов. Помещение для приема пищи (обеденный зал), укомплектованное соответствующей мебелью (102 посадочных места). При обеденном зале установлены умывальники, предназначенные для мытья рук перед приемом пищи.
Питание учащихся и воспитанников соответствует принципам детского щадящего питания, а именно, предусмотрено использование определенных способов приготовления блюд: исключены жаренье и жаренье во фритюре, предпочтение отдается запеченным или отварным блюдам; исключены продукты, не предусмотренные «Ассортиментом основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах» (майонез, кетчуп, острые консервированные продукты, маргарин и все виды кулинарного жира, используется только масло сливочное); ежедневно в обязательном порядке в рацион детей входят молоко, сливочное и растительное масло, крупы, мясо и свежие овощи.
Специальные условия охраны здоровья
В образовательном учреждении созданы условия для охраны здоровья детей. Имеется медицинский кабинет, режим работы которого с 8.00 до 18.00, ежедневно с понедельника по пятницу, также в ночную смену дежурит медицинская сестра. Оказание первой медицинской помощи обучающимся, воспитанникам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, вызов скорой и неотложной медицинской помощи, своевременное направление на госпитализацию, проводится медицинской сестрой. Согласно национальному календарю, обучающимся проводятся профилактические прививки. Ежедневно осуществляется контроль за пищеблоком, соблюдением требований санитарно-эпидемиологических нормативов (ультрафиолетовые бактерицидные излучатели, вакцинация, профилактические беседы в урочное и внеурочное время).
С целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышения психического тонуса создана сенсорная комната, оснащенная различным оборудованием: интерактивным полом, приборами ароматерапии, пузырьковыми колоннами и другими предметами.
Для коррекции психических процессов дошкольников и младших школьников педагоги-психологи используют интерактивное панно «Волшебный экран», а также применяют пескотерапию, которая способствует развитию тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для ведения образовательного процесса все кабинеты подключен к беспроводной сети Интернет.
В учебных кабинетах имеются интерактивные доски с короткофокусными проекторами, документ-камерой и многофункциональными устройством (принтер, сканер, ксерокс). Использование документ-камеры дает возможность проецировать объекты на интерактивную доску для всеобщего обозрения, что позволяет эффективно использовать учебное время, а также обучающимся с нарушенным слухом визуально воспринимать учебный материал. Занятия в классах проходят с применением ноутбуков и планшетов для выполнения индивидуальных заданий. Оборудован компьютерный класс.
Визуальную информацию обучающиеся с нарушениями слуха могут получить через информационные терминалы, в которых представлены материалы о расписании уроков, последних событиях в школе, доступ к сайту школы. В холлах образовательной организации удобно расположены «Бегущие строки и электронное табло».
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе создана универсальная безбарьерная среда для обучающихся с нарушениями слуха. В классах и помещениях общего пользования имеются световые индикации начала и окончания уроков.
На общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях используются беспроводные FM-системы, которые позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. Беспроводные технологии предназначены для максимальной интеграции детей с нарушением слуха, а также создания комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи глухим ребенком. FM - системы используют не только на уроках, но и во внеурочное время, при проведении культурных, спортивных, экскурсионных мероприятиях, а также на переменах, что позволяет ребятам быть полностью вовлеченными в общественную жизнь школы.
Звукоусиливающая аппаратура VERBOTON VT 15 - электроаккустическая аппаратура используется в слухоречевой реабилитации по верботональной системе Петере Губерина. Благодаря этой аппаратуре, процесс реабилитации детей с нарушениями слуха происходит гораздо быстрее, т.к. дети учатся говорить и слушать в очень комфортных условиях. Тренажер комплексный «ИНТОН-М» предназначен для индивидуальной речевой работы. Прибор обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому (остаточный слух) и тактильному каналам восприятия. «ИНТОН-М» позволяет визуально контролировать изменение высоты тона (частоты колебания голосовых связок), дифференцировать согласные звуки по признаку звонкости/глухости, дифференцировать носовые и ротовые звуки, работать над громкостью, над ритмом и слитностью произносимых слов и фраз. Кроме того, прибор позволяет выявлять так называемую «гнусавость» и корректировать этот дефект в речи.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
ВМБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» функционирует интернат для обучающихся . В интернате созданы специальные условия для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Плата за проживание в интернате не взимается.
Режим работы: в соответствии с календарным учебным графиком на текущий учебный год.
Спальни для девочек расположены на 1 этаже.
Спальни мальчиков на 3 этаже.
Помещения интернатов приспособлены для использования инвалидами, лицами с ограниченными возможностями.
На время пребывания в интернате воспитанники в соответствии с установленными нормами обеспечиваются постельными принадлежностями, полотенцами, предметами общего пользования (шкаф, тумбочка и т.д.), мягким и хозяйственным инвентарём. Смена постельного белья производится согласно санитарно-гигиеническим нормам и правилам.