Рабочая программа по литературе 6 класса

Утверждаю директор МБОУ
школы-интерната 1 вида З. А.
_Магомедмирзаева.

Рабочая программа по литературе 6
класса
МБОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I
вида».

11

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с учебным планом на 2021 – 2022 учебный год,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, годовым календарным
графиком и учебным планом школы, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1вида»,
М., «Просвещение», 2003 г.
Сборник «Программы специальных (коррекционных) учреждений 1 и 2 вида» содержит программы для 5-6 классов
школ для детей со слуховой депривацией, выполнение требований которых обеспечивает необходимый уровень
речевого, общего развития и общеобразовательной подготовки школьников для получения основного общего
образования в условиях коррекционного обучения в соответствии с «Базисным учебным планом специальных
(коррекционных ) образовательных учреждений 1 и 2 вида».
1.

2. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.
Рабочая программа включает разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного
предмета в базисном учебном плане, календарно – тематическое планирование, требования к уровню подготовки
обучающихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы.
Данная программа ориентирована на следующие учебники:
1.Чтение и развитие речи. Учебник для 6 класса образовательных организаций, реализующих АОПП для глухих
обучающихся. В 2-х частях. Автор: Н.Е.Граш. -М: Гуманитарный изд. Центр Владос, 2017 .
2.Хрестоматия по литературе. 5- 7 класс. В 2-х частях. Ростов – на – Дону. АО «Книга», 2011 .
3.Книга для чтения. Учебник для 6 класса школы глухих. Авторы – составители Л.А.Новосёлов , Д .В. Генералова. М,
Просвещение, 1994 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Литературное чтение – одно из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским
языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Успешность изучения курса литературного чтенияобеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским
языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с
первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению

предполагает работу по совершенствованию
навыка чтения, развитию
восприятия литературного текста,
формированию читательской самостоятельности.
Объём чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее
сформировать определённый круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для
литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую
эстетическую , познавательную , нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении(не менее 60- 70
произведений разных авторов), так ив виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130 – 150 произведений).
По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10- 12%, русская литература
19 века – 15 – 20 %, отечественная литература 20 века – 40 – 45 %, национальная литература( в переводе и на русском
языке) -10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что
формирует ученика как читателя, обладающего
читательской самостоятельностью. Эта работа проводится
систематически. Одним из направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками,
энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной
программы.
Программа разработана с учётом особенностей обучающихся, перспектив их развития, обучения, воспитания. Она
создаёт благоприятные условия для компенсации дефектов развития, вызванных нарушением слуха и речи, раскрытие
и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции,
реабилитации и адаптации в обществе.
Обучении неслышащих детей осуществляется на основе формирования словесной речи как средства общения и
мышления на слухо – зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психическом развитии для
получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. На всех этапах
обучения создаётся слухо – речевая среда на базе развития и использования остаточной слуховой функции глухих
учащихся.
В 5- 6-х классах проводятся уроки объяснительного чтения в связи с развитием речи. При подборе произведений
соблюдается тематический, хронологический и жанровый принцип.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ принцип позволяет устанавливать сюжетное сходство произведений, близость в их языковом
оформлении, что облегчает обучающимся
понимание смысла произведения, ускоряет процесс
накопления
тематического словаря.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ принцип в подборе текстов для чтения помогает осознавать время создания произведения и его
непреходящую художественную ценность для разных исторических периодов.

ЖАНРОВЫЙ период даёт возможность воспринимать каждое произведение как особый вид литературного творчества
и приближает обучающихся к пониманию формы и языка произведения, к различению рассказа, стихотворения, сказки,
басни.
При обучении чтению обращается внимание на совершенствование навыка беглого , правильного,
сознательного чтения, на формирование умений работать с книгой на развитие потребностей читать самостоятельно,
воспитывается вкус к художественной литературе, готовность к анализу поведения и поступков литературных
персонажей. В работе над содержанием текстов для чтения основное внимание уделяется развитию понимания главной
мысли произведения, его сюжетной линии и на этой основе - развитию нравственно – этических чувств и оценок
событий и поступков героев.
Начиная с 5 класса ведётся систематическая работа над языком художественных произведений. Обучающихся
побуждают активно использовать сравнения, эпитеты, различные обороты речи из художественных произведений.
Необходимо поощрять осмысленное заучивание
стихотворений.
Специальная работа проводится также по обучению подробным (развёрнутым) письменным ответам на вопросы
по содержанию прочитанного при обобщённой характеристике содержания.
Любое содержание, передаваемое глухим учащимся, может быть растолковано разными средствами : демонстрацией
предметов, действий, изображений, рисунками, символами, чертежами, формулами, схематическими изображениями,
жестами, сопоставлениями со знакомыми ситуациями и объектами. Для адекватной передачи смысла прочитанных
произведений и любой информации в определённой мере допустимо использование и языка жестов. Однако высшим
уровнем усвоения значений выступает только язык слов. Учитель должен знать язык жестов, чтобы умело переводить
имеющиеся у обучающихся первоначальные наглядные образы в систему языковых значений и целенаправленно их
развивать.
В 5-6-х классах отводится время на внеклассное чтение, программа которого варьируется в зависимости от
уровня развития детей и с учётом их индивидуальных интересов. Итоги этой работы проводятся несколько раз в
четверть.
При составлении рабочей программы для 6 класса был проведён сравнительный анализ программ по литературе
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей), по которой занимается 5 – 6
классы,
и программы общеобразовательных учреждений по литературе в 5- 9-х классах (
В.Я.Коровиной).Сравнительный анализ показал, что содержание программного материала совпадает по
общедактическим принципам, которые проявляются в преемственности возрастных групп читателя. Программы
включают в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы. Принцип концентризма,
осуществляемый программами, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже иногда к
одному и тому же произведению. Подобный подход поможет учащимся осмыслить произведения художественной

литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение. Кроме
сравнительного анализа программ при составлении рабочей программы учитывался уровень актуальных знаний
учащихся, выявленный по результатам диагностики на начало учебного года.
Поэтому , для учащихся 6 класса составлена рабочая программа по курсу «Литература», в основе которой лежит
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П.
Носкова), 2003 год, допущенной Министерством
образования РФ. Рабочая программа
учитывает общие
закономерности в развитии глухих учащихся и зоны их ближайшего развития.
Концепция рабочей программы ориентирована на использование базового учебника «Чтение и развитие речи» 6 класс
для специальных (коррекционных)
образовательных
учреждений 1 вида, реализующих АОПП для глухих
обучающихся. Автор – составитель: Н.Е.Граш.
Целью программы является развитие связной речи глухих школьников, направленное на формирование потребности
детей в чтении, способствующей общекультурному и духовному развитию учащихся и формирование читательской
культуры.
4.ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
Цели и задачи.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
*развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование всех
видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать,
*овладение осознанным , правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе младших
школьников, формирование
читательского кругозора и приобретение
опыта самостоятельной читательской
деятельности,
*воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России,
*приобщение глухих школьников к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
ЗАДАЧИ:
*формирование техники чтения и приёмов понимания прочитанного, художественно – творческих и познавательных
способностей, развитие самостоятельного осознанного чтения,
* развитие устной и письменной речи учащихся,

*расширение активного употребления слов, уточнение и закрепление лексики,
*приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа
текстов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Авторская программа составлена из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов за учебный год.
Курс чтения и развития речи в школе глухих в 6 классе опирается на СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
*осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров,,
*выразительное чтение художественного текста,
*различные виды пересказа(подробный, краткий, сжатый, выборочный,..),
*ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текстов произведений,
* заучивание наизусть стихотворений, прозаических текстов,
*анализ и интерпретация произведений,
*целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно- тематического
планирования предполагается реализовать КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ.
В процессе работы над литературным произведением восполнение недостающих компонентов слуха происходит за счёт
специальной организации восприятия.
В учебном процессе реализуется комплексный деятельный подход к
формированию речи как средству общения с учётом индивидуальных способностей школьников. Это означает, что
речевое развитие осуществляется
в условиях организации разных видов деятельности при одновременном
формировании лексической, грамматической и фонетической стороны речи.
специальной организации восприятия.
Выполнение
недостающих компонентов
слуха происходит за счёт
Недостающий слух восполняется путём использования КИ(импланта и речевого процессора). Кроме того, с учётом
компенсаторной теории в обучении используется зрительное, слухо-зрительное , а также слуховое восприятие.
ФОРМЫ организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
В СТРУКТУРНЫЕ элементы урока входят три основных направления:
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ, РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ТЕКСТА, СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Направленность урока, его литературоведческие
идеи, акценты в истолковании произведения, читательские
представления и навыки, которые должны вынести с литературного занятия ученики, заложены в тезисах темы уроков.

Продолжая линию, начатую ранее, задания на уроках дифференцируются по степени сложности, создавая условия для
изучения литературы учащимися.
Учитель использует в работе демонстрационные материалы:
*речевые и языковые таблицы,
*демонстрационные карточки,
*репродукции картин, иллюстрации,
*раздаточный материал,
*серии картинок,
*материалы на дисках, флэшках и других электронных носителях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
выполнение практических заданий в письменной и устной форме, самостоятельные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных , метапредметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ориентаций многонационального российского общества,
2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий,
3. воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы,
4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и
сопереживание чувствам других людей,
5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения
терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности,
6. овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу,
7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения,
8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения,
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев,

10.наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления,
2.освоение способами решения проблем творческого и поискового характера,
3.формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата,
4. формирование умения понимать причины успеха(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха,
5.использование знаково – символических средств представления информации о книгах,
6.активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
7.использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами,
8.овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной
формах,
9.овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений,
10.готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
11.умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих,
12.готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций,

2. осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о дружбе, понятий о добре и зле,
дружбе, честности, формирование потребности в систематическом чтении,
3.достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных , научно –
познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий,
4. использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую
аннотацию,
5.умение самостоятельно выбирать интересующую литературу , пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию,
6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно – следственные
связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение,
7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных,
учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи9повествование – создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание –
характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение,
8. развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате
освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся
должны
приобрести
общиеучебные умения, навыки и способы
деятельности: осознанно читать , строить
диалогическое и
монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта , описывать и сопоставлять
различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в
словарях и т д.
В конце 6 класса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:

*названия, темы и сюжеты изученных произведений,
*авторов и содержание изученных произведений,
*основные факты жизни и творчества писателей – классиков,
*основные теоретико – литературные понятия,
*образную природу словесного искусства.
УМЕТЬ:
*осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами крупные по объёму произведения,
индивидуальные
*соблюдать правила орфоэпии при чтении наизусть стихотворений или прозы, реализуя
произносительные возможности,
*понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений,
выявить отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как
написано,
*передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа, придумывать
начало повествования или его возможное продолжение или завершение,
*использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска
голоса , темпоритм, логические и психологические паузы),
*составлять план к прочитанному,
* определять тему и главную мысль произведения,
*озаглавливать иллюстрации и тексты,
*выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания,
*полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем и одноклассником
произведения, устного ответа товарища, т е быстро схватывать о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать,
чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ,
*ставить вопросы к прочитанному,
*самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему,
*оценивать выполнение любой проделанной работы , учебного задания,
*обсуждать события и поступки героев в сопоставлении с фактами из разных произведений,
* находить нужную страницу по оглавлению,
*составлять простой и сложный план,
*самостоятельно излагать отдельные части произведения,
*уметь при знакомстве с новой книгой дать её характеристику (автора, издание,…)
Обучающиеся к концу обучения в 6 классе ДОЛЖНЫ:

*освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые
картины(индивидуальные и групповые),
*принимать участие в конкурсах чтецов,
*владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения ,
*понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему,
*делить текст на смысловые части, составлять простой план,
* читать стихотворные произведения наизусть (по выбору),
*создавать небольшой устный текст на заданную тему,
*приводить примеры произведений фольклора(пословицы, загадки, сказки),
*различать жанры художественной литературы(сказка, басня, рассказ), различать народные и литературные сказки,
*приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу,
*различать элементы книги( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация),
*использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельного чтения книг,
*высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении(герое, событии),
*самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам,
*работать с разными источниками информации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
*устный выборочный опрос учащихся с целью усвоения ими учебного материала,
*фронтальный опрос,
*письменная проверка знаний и умений учеников всего класса,
*тестирование.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, критерии
оценивания.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «литературное чтение» направлены на
достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы
заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её
успешного выполнения, на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные
материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и …), на развитие способности к самооценке и самоконтролю.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
1.»Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 1 и 2 вида».
Автор : Зыкова Т.С., М, «Просвещение», 2003 г.
2.Байкова М.И. ,Гостимская Е.С.. Поурочные разработки по литературному чтению. М., ВАКО, 2006.
3.Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2-е изд., М., ВаКО, 2007
4.Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Методическое пособие. М, Просвещение, 2005.
5.Личностно – ориентированный подход в работе педагога. Под ред. Степанова М., ТЦ «СФЕРА», 2006.
6.Быкова Л.М. Методика преподавания в школе глухих. М., Владос, 2002.
Красильникова О.А. Развитие речи слабослышащих детей. М., ОНИКС, 2005.
7.Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973.
8.Назарова П.Ф. , Ганжина Ю.К. Внеклассная работа по литературе. Лицей, 2000 г.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Тексты произведений.
Презентации по тематике.
Портреты писателей и поэтов.
Интерактивная доска.
Репродукции картин художников.
Компьютер.
Иллюстрации к произведениям.
Видеофильмы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ.
1.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В\Ч 1
2.
3.

Русские народные сказки.
Пословицы. Поговорки.
Загадки.
Песни, частушки, потешки.
Моя любимая сказка.
ГАЗЕТНЫЙ И ЖУРНАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
К. Паустовский «Прощание с летом».

10
ЧАСОВ
5 часов
2 часа
1 час
1 час
1 час
2 ЧАСА
12
ЧАСОВ
1 час

В\Ч 2
В\Ч3

А.С.Пушкин «Осень». И.Бунин «Листопад».
Н.Сладков «Октябрь». Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
И.С.Тургенев «Воробей».
В.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Н.Сладков «Зарубки».
Н.Скребицкий «Воришка».
Рассказы о животных В.Бианки.
Произведения русских писателей о природе и животных.

1 час
1 час
1 час
3 часа
2 часа
1 час
1 час
1 ЧАС

4.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

В\Ч4

О.Тихомиров «Чудское побоище».
Г.Куликов «Засадный полк».
С.Алексеев «Город у моря».
С.Алексеев «Чему молодые бояре за границей учились»
В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
В.Распутин «Игренька».
И.Никитин «Русь». С.Васильев «Россия». Стихотворения русских поэтов о Родине.

10
ЧАСОВ
2 часа
1 час
1 час
1 час
3 часа
1 час
1 час

5.

ГАЗЕТНЫЕ И ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ..

1 час

6.

ВОСПИТАЙ В СЕБЕ ДРУГА.
Л.Татьяничева «Что ты сделал хорошего».
А.Мошковский «Федька с улицы Челюскинцев».
Б.Рябинин «Дедушка и Кульбик».
Ю.Коваль «У кривой сосны».
В.Астафьев «Гуси в полынье».
Б.Емельянов «Слепой беркут»
И.Бунин «Лапти».

15 Ч.
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа

7.

ЖУРНАЛ «В ЕДИНОМ СТРОЮ».

1 час

8.

КЛАССИКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

56

В\Ч 6

А.С.ПУШКИН. «Сказка о мёртвой царевне».
Любимая сказка А.С.Пушкина.
А.П.Чехов «Ванька».
Л.Толстой «Бедные люди».
И.С.Тургенев «Муму».
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
Рассказы русских писателей .

ЧАСОВ
9 часов
1 час
3 часа
2 часа
20 часов
20 часов.
1 час

9.

ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ.

1 час

10.

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.

В\Ч 7

А.С.Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер».
С.Есенин «Поёт зима – аукает». «Белая берёза».
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
А.Соколов – Микитов «Звуки весны».
А Платонов «Июльская гроза».
Произведения русских писателей о природе.

10
ЧАСОВ
1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов
1 час

11.

КЛАССИКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В\Ч 5

10
ЧАСОВ

А.Куприн «Белый пудель».
12.
В\Ч 8

КЛАССИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Г.Х.Андерсен «Ромашка».
Сказки Андерсена.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Д.Дефо «Робинзон Крузо».
А. Киплинг «Отчего у верблюда горб?»
Рекомендательные списки чтения на лето.
ИТОГО:

8 часов
1 час
1 час
2 часа
2 час
1 час
1 час
136 часов

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ. 136 ч. =
4 р./ в неделю
№
урока

К-во Тема урока
часов
10 Ч.

№1

2 ч.
1

№2

2

№3

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО.
Русская народная сказка
«Лев, щука и человек».
Обсуждение событий и
поступков героев.

Элементы
содержания

Требования к уровню РЕЧЕВОЙ
подготовки.
МАТЕРИАЛ
Планируемые
результаты

Произведения УНТ.
Различение жанров.
Русские
народные
сказки.

Знать жанр «УНТ» и
произведения УНТ.
Уметь
отличать
русские
народные
сказки
от
литературных.

Русская народная сказка Главная мысль сказки
«Лев, щука и человек».
Действующие
лица
Выделение частей на сказки
заданную тему.

Произведения
устного
народного
творчества

Русские
народные
сказки
Литературные сказки
Писатель, автор
Сказитель
Из уст в уста
названия Назови
русские
народных народные сказки

Знать
русских
сказок.
Уметь
определять Перескажи сказку
тему, главную мысль Назови
главную
сказок.
мысль
Чему учит сказка?
Русская народная сказка Главные герои
Знать
героев
содержание Назови
«
сказки.
русских
народных
Чивы,
чивы,
чивычок»
Тема
сказки
Составление
простого Пересказ содержания Уметь
пересказать сказок.
плана.
сказки
содержание сказки и Знай
русские
давать свою оценку.
народные
сказки

ДАТА

№4

1

Русская народная сказка
«Не плюй в колодец».
Определение
темы и
главной мысли.

Определите
тему,
главную мысль.
Выскажи
главную
мысль сказки.

Знать
название
русских
народных
сказок.
Уметь
пересказать
содержание сказки,
находить ответы на
вопросы.
Знать 5 пословиц о
Пословицы.
труде.
Поговорки. Отличие Уметь
объяснить
пословиц
и тему .
поговорок.
Темы пословиц.
Уметь
находить
Пословицы о труде, пословицы
и
Родине, дружбе.
поговорки в тексте.

№5

2 ч.
1

Пословицы и поговорки.

№6

2

Пословицы и поговорки.

№7

1

Загадки.

Загадки.
Отгадки.
По каким признакам
можно догадаться о
предмете?

№8

1

Потешки. Считалки.

Детский фольклор
Считалки
Потешки

№9

1

Знать загадки.
Уметь
загадывать
загадки и находить
отгадки.

«Колобок»,
«Морозко»,
«Гуси – лебеди»,
«Василиса
Прекрасная»
Назови 10 русских
народных сказок.
Почему
они
называются
народными?
Чем они отличаются
от литературных?
Пословицы
и
поговорки
–
это
произведения УНТ.
Назови пословицы о
труде, Родине.
Найди пословицы в
тексте о явлениях
природы, о человеке,
об знании.
Загадка
Отгадка
Нарисуй картинки –
отгадки
Загадай загадку.
Найди отгадку.
Игра в прятки.
Произнеси считалку.
Прочитай потешки.

Знать
считалки,
потешки.
Уметь применять их
в разговоре.
Русские народные песни. Русские
народные Знать
названия В каких случаях пели
Колыбельные.
песни.
русских
народных русские
народные
Колыбельные.
песен.
песни?

Уметь
колыбельную.

№
10 1
В\ч 1

2ч
№ 11

2 ч.
1

№ 12

2

спеть Хоровод
Праздники
«
Во поле берёзонька
стояла».
Жанры УНТ
Знать жанры УНТ
Назови жанры УНТ
Сказки, пословицы, Уметь
отличать Назови
русские
поговорки,
песни, жанры.
народные сказки.
загадки
Уметь
приводить Какая главная мысль
названия того или сказки?
иного жанра.
Что в сказке реально,
я что – волшебство?
Расскажите сказку от
3 лица.
Подберите пословицы
к
прочитанным
сказкам.
Попроси
товарища
загадать тебе загадки.

Моя любимая сказка.
По выбору.
Просмотр в\ ф.

ГАЗЕТНЫЙ
ЖУРНАЛЬНЫЙ
МАТЕРИАЛ.
Знакомство
периодикой.
Газеты.

И

Знакомство
периодикой.
Детские журналы.

с Журналы.
Детские журналы.
Журнальные статьи.
Содержание

с Периодика.
Газеты и журналы.
Газеты.
Газетные
статьи.

Знать, что относится
к периодике.
Уметь назвать газеты,
кратко
передать
содержание статьи.

Периодика
Назови газеты
Какие газеты читают
в вашей семье?
«Комсомольская
правда».
«
«Утро России».
и
Аргументы
факты».
Знать
названия Назови
детские
журналов.
журналы.
Уметь
кратко «Миша».
передать содержание

журналов.
12 Ч
№ 13

1

№ 14

1

№ 15

1

КАРТИНЫ
РОДНОЙ
ПРИРОДЫ.
К.
Паустовский
«Прощание с летом».
Определение темы.
Составление
простого
плана.

А.С.Пушкин «Осень».
И.Бунин «Листопад».
Описание листопада и
осени.
Работа
над
выразительным чтением.

журналов.

Аналитическое
Знать
рассказы
чтение рассказа.
автора.
Почему рассказ так Уметь
кратко
называется?
передать содержание,
определять тему и
главную мысль.

Выразительное
чтение
с
соблюдением
орфоэпических норм.
Нахождение образных
определений.

Знать
название
стихотворений
об
осени.
Уметь выразительно
читать
стихи,
определять основную
мысль
и образные
выражения.
Н.Сладков «Октябрь».
Изменения в природе. Знать
признаки
признаки поздней осени.
Л.Толстой
«Какая Главные
бывает роса на траве».
поздней осени.
Уметь
описать
подготовку к зиме
Определение темы и
птиц, зверей и людей.
главной мысли.
Уметь
подбирать
иллюстрации
к
предложениям
текста.

Определите
тему
рассказа.
Опиши
осеннюю
погоду.
Почему ноябрь –
самое грустное время
в деревне?
Найди
описание
первых снежинок.
Определите
тему
стихотворений.
Назовите
главную
мысль
стихотворений.
Найдите
приметы
осени.
Найди, как автор
описывает деревья.
О
какой
осени
говорится
в
произведениях?
Объясни
значения
выражений.
Выучи пословицы.
Подбери
иллюстрации.
Расскажи,
как
переливается роса на
солнце.

№ 16

3
1

В.Астафьев «Стрижонок Аналитическое
Скрип».
чтение рассказа.
Беглое и осознанное
чтение.

№17

2

В.Астафьев «Стрижонок
Скрип».
Выделение
частей на заданную
тему.

№18

3

В.Астафьев «Стрижонок Описание
Скрип».
Определение иллюстраций,
темы и главной мысли.
Подбор
текста,
пересказ по плану.

№19

2 ч.
1

Н.Сладков «Зарубки».
Первый лесной урок
Определение темы и ребятам.
Помощь
главной мысли.
лесным
обитателям.

№20

2

Н.Сладков «Зарубки».
Объяснение названия
Обсуждение поступков рассказа.
героев.

Работа
над
содержанием
рассказа.
Составление плана.

Знать
название
рассказов автора.
Уметь
кратко
пересказывать
эпизоды.

Назови
рассказы
автора.
Стриж
Ласточка
Береговая ласточка
стрижонок
Знать
содержание Расскажи, как стрижи
рассказа.
высиживают птенцов.
Уметь
подобрать Голодная смерть
предложение
к
иллюстрации,
Кратко пересказать
эпизод.
Уметь
составить Почему рассказ так
план,
называется?
пересказать
Вожак
нужную часть.
Стая, стайка
Норка
Дружный
народ
стрижи
Знать
содержание Немало вредили лесу
рассказа.
Разоряли
птичьи
Уметь
кратко гнёзда
передать содержание Жгли костры
и дать свою оценку.
Стреляли из рогатки
Первый лесной урок
Уметь
кратко Дупло
пересказать эпизоды, самый неугомонный
подобрать
выпугнуть из гнезда
предложения
к прищемлял
шуровал палкой
иллюстрациям.
шершень, шершни
наматывали на ус
зарубка на память

№21

1

И.Тургенев «Воробей».
Содержание рассказа.
Выделение
главной
мысли.

№ 22

1

Г.Скребицкий
«Воришка».
Лесные повадки белки.

Пересказ от 3 лица по Знать , как зимуют
составленному плану. белки
другие
и
лесные обитатели.
Уметь пересказать от
3 лица.

№ 23 2 ч.
В\ч 2 1

Рассказы о животных Пересказы выбранных
В.Бианки,
произведений.
Г.Скребицкого.
По выбору.

№

Произведения русских
писателей о природе и
животных.
По выбору.

24
В\ч 3

2

Знать произведения
Тургенева.
Уметь
определить
тему
и
главную
мысль.

Знакомство
рассказами,
содержанием
героями.

Знать
название
произведений
и
авторов.
Уметь
кратко
передать содержание,
назвать
героев
и
главную мысль.

с Знать
авторов,
названия
и произведений.
Уметь
кратко
передать содержание,

Собака
начала
красться
Зачуяла дичь
Растопырив крылья
Камнем упал перед
самой мордой
Раскрытая зубастая
пасть
Благоговел
Любовь
сильнее
смерти
Остались
без
сладкого
Воришка
Делает запасы на
зиму
Лесные повадки
Не брали без спросу
Выскочила пулей
Беличья натура
Писатели
Виталий Бианки
Георгий Скребицкий

Писатели
Н.Сладков
К.Паустовский
М.Пришвин
Изображение русской

главную мысль.

№ 25

10 ч.
2 ч.
1

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.
О.Тихомиров
История Россия.
«Чудское побоище».
Ледовое побоище.
Определение
главной Александр Невский
мысли.

№ 26

2

О.Тихомиров «Чудское Работа
над
побоище».
содержанием
с
Составление сложного помощью аппликации
плана и пересказ по
плану.

Уметь
показать
события при помощи
аппликации.
Знать высказывания
А.Невского.

№ 27

1 ч.

«Засадный
Г.Куликов
полк».
Обсуждение событий и
поступков героев.

События куликовской
битвы.
Подбор
текста
к
иллюстрациям.

Знать историческое
событие,
героев
Куликовской битвы.
Уметь
передать
содержание, кратко
пересказать.

№ 28

1ч

С.Алексеев
«Чему Исторические факты. Знать действующих
молодые бояре учились Обучение
за исторических
лиц,

Знать историческое
событие.
Уметь
передать
кратко
содержание
событий, определять
главную мысль.

природы
в разные
года

времена

Новгородский князь
Крестоносцы
Острый клин
Конница, конник
Пешие рыцари
Строй «свинья»
Рыцарское войско
Чудское озеро
Скала Вороний Глаз
Выгодная позиция
Ледовое побоище
Свалка, давка
Русские лучники
Захватчики
Засадные дружины
Сеча, бой, битва
Дрались яростно
Засадный полк
Рать, войско, дружина
Истукан
Татарское войско
Воевода
Противник
Ордынская конница
Стремительный удар
смятение и ужас
уговор
Куликово поле
Царь Пётр 1
Бояре

за границей».
Тема, идея рассказа.

границей.
Нахождение
выразительных
средств.

содержание,
тему
рассказа.
Уметь
составлять
пересказ
по
иллюстрациям.

№ 29

1ч

С. Алексеев «Город у
моря».
Аналитическое чтение
рассказа.

Строительство
Петербурга.
Мужество и терпение
первых строителей.

Знать, как был освоен
Петербург.
Уметь
определять
главную мысль и
кратко
передать
содержание рассказа.

№ 30

3 ч.
1

В.
Астафьев Тяжёлое
«Фотография,
на послевоенное время,
которой меня нет».
описанное в рассказе.
Тема и идея рассказа.

Знать историческую
эпоху.
Уметь найти главную
мысль рассказа.

№ 31

2

№ 32

3

В.
Астафьев
«
на
Фотография,
которой меня нет».
Словесное рисование.
В.
Астафьев
«
на
Фотография,
которой меня нет».
Смысл
названия

Аналитическое
чтение. Работа
эпизодами.

Значимость школьной
над фотографии.

Словесное рисование Объяснение названия
с опорой на текст.
рассказа.
Характеристика
главных героев.

Государева служба
Военная наука
Лоция
Голландцы
Немцы
Государство
За границей
Основание
города
Петербурга
Река Нева
Мастеровой люд
Нары, барак
Голод
Стали помирать как
мухи
Захворал Никитка
Общая могила
Много
мужицких
костей
полегло в
болотах и топях
Фотограф
Цель приезда
Взбудоражило
событие
Гадали, какие будут
распоряжения
Все хотели угодить
фотографу
Как относились к
учителям?
Сельская школа того
времени
Почесть
Память народа

рассказа.
В. Распутин »Игренька». Обобщение знаний о Знать
содержание
Милосердие в рассказе.
трудном
военном рассказа.
определить
времени
Уметь
главную
мысль
рассказа, отвечать на
вопросы, дать свою
оценку.
Произведения русских Работа
над Знать
название
писателей о Родине.
выразительным
и
стихотворений
И.Никитин «Русь».
чтением.
авторов.
Уметь выразительно
С. Васильев «Россия».
Образные
определения.
читать
,
кратко
передать содержание,
отвечать на вопросы.

№ 33

1

№ 34
В\ч 4

1

№35

1ч

ГАЗЕТНЫЕ
ЖУРНАЛЬНЫЕ
СТАТЬИ.

15 Ч.

ВОСПИТАЙ В СЕБЕ
ДРУГА.
Л.Татьяничева «Что ты Работа
над Уметь отвечать на
сделал хорошего?»
содержанием стиха.
вопросы, определять
главную
мысль
стихотворения.

№ 36

1 ч.

№ 37

2 ч.
1

Голодные
послевоенные годы
Колхозы
Бороновать поле
Еле таскали ноги
Измучилась

Найди
образные
выражения
Прочитай
выразительно
Какие испытываешь
чувства?
Подберите
иллюстрации
честь
И Обзор
печатной Знать название газет Издания периодики
периодики.
и журналов.
Печатные издания
Уметь кратко
Детская литература
передать содержание. Журналы
Журналисты
корреспонденты

А.
Мошковский Аналитическое
«Федька
с
улицы чтение рассказа.
Челюскинцев».

Объясните
смысл
пословицы:»Не
одежда
красит
человека, а добрые
дела».
Знать
содержание Опишите действия
рассказа.
Каждого мальчика в
описать страшном эпизоде.
Уметь

Определение
главной
мысли и темы рассказа.
№ 38

2

А.Мошковский «Федька
с улицы Челюскинцев».
Обсуждение поступков
героев.

№ 39

2ч
1

Б.Рябинин «Дедушка и Аналитическое
Кульбик».
чтение рассказа.
Определение
темы и
главной мысли рассказа.

№ 40

2

Б.Рябинин «Дедушка и Обстоятельные
Кульбик».
ответы. Подбор текста
Обстоятельные ответы к иллюстрациям.
на
вопросы
по
содержанию.

№ 41

2ч
1

Ю.Коваль «У кривой Аналитическое
сосны». Выделение из чтение.
текста
частей
на
заданную тему.

№ 42

2

Ю.Коваль
сосны».

«У

Работа
над
содержанием
рассказа,
пересказ
отдельных эпизодов.

кривой Работа
над
содержанием. Подбор

действия
героев, Плот
определять
тему, Река Двина
главную мысль.
Плыли наперегонки
Брёвна
содержание Мост
Знать
рассказа.
Плотовщик
Уметь дать оценку Бык
поступкам героев
Плот идёт на таран
моста
Мост обрушивается
Знать
содержание Опишите,
как
рассказа.
дедушка ухаживал за
Уметь
определить Кульбиком.
тему
главную Трясся над ним
и
мысль,
передать Стал
несноснее,
содержание рассказа. сварливее
Очень
многим
насолил
Знать, чему учит Объясни выражение:
данный рассказ.
»Кто животных не
Уметь
кратко любит, тому счастья
пересказать от лица нет».
дедушки
о
всех
событиях.
содержание Торфяные болота
Знать
рассказа,
тему
и Кривая сосна
главную мысль.
Молния угодила в
Уметь
находить сосну
ответы на вопросы, След огнестрельной
подбирать
раны
из
предложения
текста.
Уметь дать оценку Браконьер
поведению каждого

№ 43

2ч
1

№ 44

2

№ 45

3
1

№ 46

2

№ 47

3

Работа над составлением иллюстраций и текста героя,
высказывать Лосей
бить
краткого пересказа.
к ним.
своё отношение к запрещено
поступкам героев.
Лесник
Лосиха
Опиши материнские
чувства лосихи
Знать содержание.
В.Астафьев «Гуси в
Река Енисей
полынье».
Иллюстрирование.
Уметьразбить
на Ледостав
Аналитическое чтение.
Ответы на вопросы.
части, составить план Полынья
и пересказать по Облетела весть
плану.
Пошли оравой
Дородная гусыня
Табун гусей
В.Астафьев «Гуси в Обобщающие
Знать
ответы
на Горькое отчаяние
полынье».
вопросы и ответы.
вопросы.
Известкари
Иллюстрирование.
Уметь
составлять Выжигали известь из
характеристику героя, камня
пользуясь текстом.
Штабеля брёвен
Отчаянная головушка
Б. Емельянов «Слепой Аналитическое
Знать
содержание Река Урал
беркут». Главная мысль чтение.
рассказа.
Степь
рассказа.
Описание грозы.
Уметь
составить Гроза гром
описание грозы в Косой дождь
степи.
Молнии
Скошенное молнией
дерево
Б.Емельянов
«Слепой История беркута.
Знать
содержание Двинулись наугад
беркут».
Обсуждение
рассказа.
Терновник ежевика
поступков героев.
Уметь
описать Казахский аул
события.
Глубокий овраг
Ближний холм
Уборочные работы
Кибитка
Б. Емельянов «Слепой Главная
мысль Знать
содержание Огромный беркут

беркут». Работа над рассказа.
пересказом
отдельных
эпизодов.

Орлиный
взгляд
птицы
Радушный жест
Джигит
Чёрная смерть
Чума
Шакалы
Учись помнить добро
И. Бунин «Лапти».
Аналитическое
Знать
содержание Непроглядная вьюга
рассказа.
Хуторской дом
Знакомство с героями.
чтение рассказа.
Уметь
определять Большое горе
тему
и
главную
мысль, высказывать
оценочное суждение
о героях.
И. Бунин «Лапти».
Определение темы и Знать
содержание Красные лапти
Определение темы и главной
мысли рассказа.
Беспомощность
главной мысли рассказа. рассказа.
Уметь отвечать на Барыня
вопросы, оценивать Фуксин
события и поступки Покрасить фуксином
героев.
Бредит, весь огнём
горит

№ 48

1

№ 49

2

№ 50

3

И. Бунин «Лапти».
Выделение
частей,
составление
сложного
плана
и
краткого
пересказа.

№ 51

1

Журнал
строю».

«В

рассказа,
историю
беркута.
Уметь
пересказывать
отдельные эпизоды.

Обсуждение событий, Знать
содержание
составление плана и рассказа,
главных
работа
над героев.
пересказом.
Уметь выделить из
текста
части,
составить план и
уметь пересказывать.

Утопая по сугробам
Снежный ураган
Мрак
Всю
ночь
мерещилось
Совсем отчаялись
За пазухой
Пузырёк с фуксином
едином Знакомство
со Знать
Периодические
статьями журнала.
название журналов.
издания
Уметь
кратко Журналы

передать содержание
, определять тему и
главную
мысль
статей.

56
№ 52

10
1

№ 53

2

№ 54

3

№ 55

4

№ 56 5

КЛАССИКИ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
А. С. Пушкин «Сказка о Знакомство
мёртвой царевне».
биографией поэта.
Рассказ о писателе.
История
создания
сказки.

с Знать
факты
поэта.
Уметь
историю
сказки.

Всесоюзное общество
глухих
Журнал
Издание типография
Редактор журнала
журналисты

основные Иллюстрации
биографии Царские палаты
В путь – дорогу
рассказать Очи
создания Сочельник
Издалече
К обедне умерла
А. С. Пушкин «Сказка о Царица – мачеха и Знать сюжет первой Ждёт – пождёт с утра
мёртвой царевне».
царица – падчерица. части.
до ночи
Пролог к сказке.
Разговор
мачехи с Уметь
кратко С белой зори и до
Сказочные персонажи и зеркальцем.
пересказать
ночи
волшебные
события
основные события.
сказки.
содержание Безразличие
А. С.Пушкин «Сказка о Царевна
у
семи Знать
мёртвой царевне».
богатырей.
сказки и главных Тоска
Описание
главных Встреча
с героях.
Равнодушие
героев сказки.
богатырями.
Уметь пересказать
Зависть
Сюжет.
отдельные эпизоды, Нежность, обида
дать
оценку
поведению героев.
А. С. Пушкин «Сказка о Поведение
героев Знать сюжет сказки, Неутешен, грешен
мёртвой царевне».
сказки.
Жизнь тему сказки.
Молодица
Выразительная лексика царевны
у
семи Уметь
передать Горда, ломлива
автора,
выражающая богатырей.
содержание эпизодов. Своенравна
Приданое
поведение героев сказки.
А. С. Пушкин «Сказка о Правда волшебного Уметь
пересказать Приветливо шутила

мёртвой царевне».
Вторая
попытка
погубить царевну.
Правда
волшебного
зеркальца.
А. С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне».
Отношение автора к
царице.
А. С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне».
Отрицательные
и
положительные
персонажи сказки.

зеркальца.
Отравленное яблоко.
Горе богатырей.

№ 57

6

№ 58

7

№ 59

8

А. С. Пушкин «Сказка о Выяснить
главную
мёртвой царевне».
мысль сказки, тему
Главная мысль сказки.
сказки.

№ 60

9

А. С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне».
Красота лица и красота
души в сказке.

№ 61 10
В\ ч 5

Составить рассказ о
царице.
Характеристика
царицы.
Отличать
отрицательные
и
положительные
персонажи сказки.

Сравнительная
характеристика
мачехи и падчерицы.
Пересказ сказки от 3
лица.

А. С. Пушкин. Любимая Просмотр
в\ф
сказка Пушкина.
последующим
обсуждением.

с

эпизоды,
давать Правду доложи
оценку
поведению Всех румяней
героев.
Приданое
Правду молвить
Была ревнива
Уметь
составить Царица – мачеха
характеристику
Царевна – падчерица
царицы и объяснить Мачеха и зеркальце
её поведение.
Чернавка
Уметь
различать Незнакомый терем
положительные
и Братья – богатыри
Попытка
погубить
отрицательные
персонажи.
царевну
Сопоставление
мачехи и падчерицы.
Знать
содержание Волшебное зеркальце
сказки,
главных Отравленное яблоко
героев.
Богатыри горе
Уметь различать
Похороны царицы
отрицательных
и
положительных
героев
, давать
оценку их поступкам
Знать, чему учит Коварная царица –
сказка
и
какова мачеха
главная мысль.
Зло бессильно перед
Уметь дать оценку добром
поведению
героев, Тоска
высказать
своё Обвенчались
отношение.
Знать название всех 5 «Сказка о попе и
сказок поэта.
работнике его Балде»
Уметь назвать героев «Сказка о рыбаке и
сказок,
рыбке»

№ 62

3 ч.
1

А. П. ЧЕХОВ
А. П. Чехов «Ванька».
Аналитическое
Знакомство с главными чтение рассказа.
героями. Жизнь Ваньки Работа с эпизодами.
в деревне.

выбрать
иллюстрации.

«сказка
о
царе
Салтане»
«Сказка о золотом
петушке»

название
Знать
рассказов автора.
Уметь
определять
и
главную
тему
мысль рассказа.

Дореволюционная
деревня
Сапожник
Отдан в ученье
сапожнику

и Знать
содержание
рассказа.
Уметь
пересказать
отдельные эпизоды и
рассказать о жизни
Ваньки в деревне и
городе.

к

№ 63

2

А. П. Чехов «Ванька».
Жизнь Ваньки в городе.

Анализ эпизодов
поведения героев.

№ 64

3

А. П. Чехов «Ванька».
Составление рассказа о
жизни
детей
до
революции.

Характеристика
героя.
Умение
последовательно
воспроизводить
события рассказа.

Уметь работать с
эпизодами
и
иллюстрациями,
анализировать
поведение
героев,
пересказывать
по
плану.

Подмастерье
Мастер
Рождество
Пузырёк с чернилами
Ночной сторож
Юркий старикашка
Балагурить с
кухарками
Дворня
колотушка
Выволок за волосы
Отчесал шпандырем
В харю тыкать
Качаю люльку
Господский дом
На деревню дедушке
Почтовые тройки

№ 65

2ч
1

Л.ТОЛСТОЙ
название
Л. Толстой «Бедные Определение темы и Знать
люди».
главной мысли.
рассказов Толстого.
Аналитическое чтение.
Уметь
составлять
пересказ с опорой на
текст.
Уметь

Рыбачья хижина
Чинит парус
Завывание
бурного
моря
Маяк

определять главную
мысль и тему.
главных Знать
содержание
рассказа.
Уметь
объяснить название
рассказа, подбирать
иллюстрации и текст
к ним.

№ 66

2

Л. Толстой «Бедные Поступки
люди». Милосердие и героев.
сострадание в рассказе.

№ 67

20
1

И.С. ТУРГЕНЕВ
И. С. Тургенев «Муму».
Рассказ о писателе.
История
создания
рассказа.

№ 68

2

И. С. Тургенев «Муму». Реальная
Реальная
основа рассказа.
рассказа. Сюжет и герои.

№ 69

3

И. С. Тургенев «Муму». Уклад
жизни
Уклад
жизни деревне.
крепостных крестьян.
Уклад
жизни
городе.

Сведения
писателя.
История
рассказа.

о

Вдова
колыбелька
Мучит совесть
Забота
Сердце болит
Дети – крошки
Покойница
Милосердие
сострадание

жизни Знать сведения о Крепостная Россия
писателе,историю
Крепостное право
создания создания рассказа.
Барыня
Уметь рассказать об Крепостные
исторической эпохе Дворня
того времени.
Дворянский род
Помещица помещики
Имение
Телесные наказания
Истязания, побои
основа Знать
сюжет Герасим трудолюбие
рассказа,
главных Барский дом
героев.
Дворня
соотносить Челядь
Уметь
описание быта и Быт
нравов
крепостной Автобиографический
России.
рассказ
прототип героя
рабская покорность
в Знать историческую
эпоху того времени.
в Уметь
рассказать
кратко об укладе

Родная деревня
Избушка
Тосковал о родных
полях

жизни Герасима
деревне.

в Крестьянский труд
Не понимал, зачем
его привезли в город
Желание барыни

№ 70

4

И. С. Тургенев «Муму». Дом барыни, уклад
Знать
название
Описание барского дома, Челядь в господском профессии челяди в
челяди.
доме.
барском доме.
Уметь
описать
барский дом.

№ 71

5

И. С. Тургенев «Муму». Описание Герасима.
Герасим
и
его
окружение.
»Самое замечательное
лицо»

№ 72

6

И. С. Тургенев «Муму».
Жизнь в доме барыни.

№ 73

7

Обязанности
Герасима
в
барыни.

Уметь описать челядь
барского
дома,
назвать
основные
профессии
крепостных.

Уметь рассказать, как
доме проходил день в доме
барыни.
Уметь
подробно
перечислить
обязанности
Герасима.
И. С. Тургенев «Муму». Образ
барыни. Знать,
как
жили
Образ
барыни
в Составление рассказа господа в крепостной
изображении автора.
о жизни барыни.
России.
Уметь
составить
пересказ
эпизодов,
дать
оценку
происходящим

Челядь
Сапожник
Дворник
Прачка
Кухарки
Дворовые
Водовозка
барыня
доживала
Обязанности
дворника
Колол дрова
Привозил воду
Обязанности
дворника
Обязанности сторожа
Обладал
необычайной силой
Работал быстро и
аккуратно
Хороший работник
Строгий мужчина
Тоска,
слёзы
и
одиночество
Горевал о прошлой
жизни
Желание барыни –
закон
для
крепостного

событиям.

№ 74

8

И. С. Тургенев «Муму». Составить
Богатырский
облик портретную
Герасима.
характеристику
Герасима.

№ 75

9

№ 76

10

№ 77

11

И. С. Тургенев «Муму». Герасим и дворня.
Нравственное
Противопоставление
превосходство Герасима. Герасима
Нравственное
превосходство
И. С. Тургенев «Муму». Составление
Духовные
и характеристики
нравственные качества литературного героя.
Герасима.
И. С. Тургенев «Муму». Как барыня от нечего
Герасим и Татьяна.
делать решила судьбу
Чувства Герасима.
своих крепостных.

№ 78

12

И. С. Тургенев «Муму».
Счастливая находка.

№ 79

13

И.
С.
Тургенев Герасим и Муму.
«Муму».
Счастливый год
Герасим и Муму.
жизни Герасима.

Спасение собачки.

Работа дворника не
нравилась
Потом привык
Знать словосочетания Богатырская сила
для
описания Спокойный
Герасима.
Сильный
Уметь
выбирать
портретную
характеристику.
Уметь
подбирать Литературный герой
текст к иллюстрациям Характеристика
,
составлять литературного героя
описание.
Уметь выбирать в
тексте предложения
для
составления
характеристики.
развитие
Знать
сюжета.
Уметь
кратко
передать
историю
взаимоотношений
Герасима и Татьяны.

Знать сюжет .
Уметь
показать
действия
Герасима
по отношению к
собачке
Знать сюжет.
в Уметь
подробно
пересказывать
эпизоды, отвечать на

Душевная чистота
Доброта
Нравственные
качества
Прачка
Тяжёлая работа
Безрадостная жизнь
Тихая
скромная
работящая
Боялась барыню до
смерти
Ни одна мать так не
ухаживает за своим
ребёнком,
как
ухаживал Герасим за
своей питомицей.
Полюбил
всем
сердцем
Привязанность
Большая

вопросы.
№ 80

14

И. С. Тургенев «Муму». Барыня и Муму.
Жизнь Муму в доме
барыни.

№ 81

15

И. С. Тургенев «Муму».
Деспотичность барыни.

№ 82

16

№ 83

17

№ 84

18

№ 85

19

Решение барыни.

Знать сюжет рассказа.
Уметь отвечать на
вопросы и передавать
содержание рассказа.

ответственность
преданность
Приживалки
Бессонница
Не умела обращаться
с животными
Неизвестная
обстановка
Испугалась
чужих
людей
Мстительность
Жестокость
Злобность
безразличие

Знать
развитие
сюжета.
Уметь
передать
чувства
собаки,
барыни.
И.
С.
Тургенев Причины конфликта. Уметь
передать Внутреннее
«Муму».
развитие конфликта и сопротивление
Бунт Герасима.
показать внутренние Герасима
переживания героя.
Бунт
Протест
Несогласие
строить Каморка
И. С. Тургенев «Муму». Конфликт набирает Уметь
Причины конфликта.
силу.
устное высказывание Сеновал
с опорой на текст по Продал за полтинник
предложенному
Успел
обежать
плану.
дворня хочет отнять
радость жизни
И.
С.
Тургенев Трудное решение.
Уметь
передать Дарит
последние
«
состояние Герасима.
минуты радости
Муму».
Протест
Герасима и
Бесконечно страдает
путь домой.
Слёзы
разрывают
сердце
И. С. Тургенев «Муму». Сильнейшее
Уметь показать, что Безостановочно
Нравственное
душевное потрясение. стало
причиной шагал

№ 86

преображение Герасима.

решительных
действий Герасима.

Бунт против барыни
Не побоялся без
разрешения барыни
уйти в деревню

20

И. С. Тургенев «Муму». Пересказ от 3 лица.
Идея
рассказа
и
авторская позиция.

Уметь дать свою
оценку
поведения
героя.
Уметь
составить
характеристику героя.

Протест
Решительный
Смелый
Крепостное право

20

ЛЕВ
НИКОЛАЕВИЧ
ТОЛСТОЙ.
Л.
Н.
Толстой Историческая эпоха.
«Кавказский пленник».
Война на Кавказе.
Рассказ – быль. История
создания.

Знать исторические
факты, связанные с
войной на Кавказе.
Уметь
отбирать
материал для оценки
поведения героя в
минуты опасности.

Кавказ
Кавказские горы
Царь
Турция
Иран,
угнетали Кавказ
Война
принесла
большие страдания
Служба
русских
воинов на Кавказе
Портретная
характеристика
Солдаты с ружьями
Горцы с саблями
Вооружённые
солдаты
Душный
июльский
день
Тянутся телеги
Скучный путь
Обоз
уговор
Костылин

№ 87

1

№ 88

2

Толстой Описание
Л.
Н.
«Кавказский пленник».
удивительной
Сюжет рассказа.
природы Кавказа.

№ 89

3

Л.
Н.
Толстой
«
Кавказский пленник».
Портретная
характеристика героев.

№ 90

4

Л.

Н.

Знать сюжет рассказа.
Уметь
оценить
поведение героев в
минуты опасности.

Аналитическое
Знать
развитие
чтение. Работа над сюжета.
Уметь
портретной
выбрать материал на
характеристикой.
заданный вопрос.

Толстой Причины попадания в Уметь

кратко

«
Кавказский пленник».
Плен.

плен.

№ 91

5

Л.
Н.
Толстой Аналитическое
«
чтение.
Кавказский
пленник»
В плену.
Условия содержания
в плену.

№ 92

6

Л. Н. Толстой
«Кавказский пленник».
Странная дружба Дины
и Жилина.

№ 93

7

Л.
Н.
Толстой Составление
рассказа о жизни в
«Кавказский пленник».
Жизнь
Жилина
и плену.
Костылина в плену.

№ 94

8

Л.
Н.
Толстой Трудности
«
пленников.
Кавказский
пленник».
Два пленника: Жилин и
Костылин.

№ 95

9

Л.
Н.
Толстой Работа
над
«Кавказский пленник».
сравнительной
Сравнительная
характеристикой.
характеристика.

В плену. Дружба
Дины и Жилина.
Душевная
близость
людей
из
враждующих лагерей.

жизни

передать содержание, Жилин
объяснить причины Шашка
пленения.
Ружьё ускакало
Уговор нарушил
Без ружья
Знать
сюжет Татарская сакля
рассказа.
Уметь Красный татарин
рассказать
об Кинжал
условиях содержания Девочка
лет
тринадцати
в плену.
Знать сюжет рассказа. Пленник
Уметь
подбирать Пленники
материал о поведении Жизнь горного аула
героев,
определять Горянки
отношение Дины к Мастер на все руки
герою.
сырные лепёшки
рукодельничает
Знать истоки дружбы Величественные горы
Жилина и Дины.
Кавказа
Уметь
подбирать Бесконечная даль
материал
для красота наступающей
противопоставления
ночи
поведения в плену.
все мысли заняты
подготовкой побега
Знать
условия Стремление к свободе
содержания в плену.
Уверенность Жилина
Уметь
подбирать Терпение
материал
для Смелость трусость
составления
Беспомощность
характеристик героев.
Знать
особенности Джигит
поведения героев.
«смирный»
Уметь
Подкоп
противопоставить
Поиск
пути
для

героев,
определять
отношение автора
для Знать сюжет рассказа.
Уметь
доказать
необходимость
побега.

№ 96

10

Л.
Н.
Толстой Поиск
пути
«Кавказский пленник».
побега. Побег.
Побег.

№ 97

11

Л.
Н.
Толстой Побег.
«
пленников.
Кавказский
пленник».
Эпизоды
захвата
пленников .

№ 98

12

Л.
Н.
Толстой После побега.
«
Кавказскийжизни
пленник».
Трудности
после
побега.

№ 99

13

№
100

14

Л.
Н.
Толстой Поведение героев во Уметь
раскрыть
«Кавказский пленник». время
написания характер героев ,
Письмо домой.
письма о выкупе.
озаглавливать
эпизоды, давать свою
оценку
поведению
героям.
Л.
Н.
Толстой Положение узников Знать
дальнейшее
«Кавказский пленник».
после побега.
развитие сюжета.
Дружба Дины и Жилина. Дружба
главных Уметь
подбирать
героев.
материал для работы

Захват Знать сюжет рассказа.
Уметь
передать
особенности
поведения во время
побега и во время
захвата.
Уметь
составить
ответы на вопросы ,
оценивать поведение
героев,
находить
отношение автора.

побега
Подкоп
Прикармливает
собаку
тащит толстого
Колода
Местность
Заметили
Услышали
схватили
Продумал,
как
выбраться из плена
Предложил товарищу
бежать
Тащил на себе
Слабый
выносливый
Заробел
Мужчина грузный ,
пухлый
Житьё стало совсем
дурное
Торг
Житьё совсем дурное
Колодки не снимали
Разболелся, распух
Приуныл
Не поможет ли Дина
Посадили в глубокую
яму
Содержали в жутких
условиях

№
101

15

№
102

16

№
103

17

№
104

18

№
105

19

№
106

20

по
предложенному Невозможно
было
плану.
самим вылезть из
очень глубокой ямы
Л.
Н.
Толстой Национальная
Знать
развитие Всё время грозились
«Кавказский пленник».
вражда.
сюжета.
убить
Жилин и горцы.
Взаимоотношения
Уметь
подобрать Колодки не снимали
материал
Жилина и горцев.
для ни днём ни ночью
составления рассказа
по плану.
раскрыть Обычаи татар
Л.
Н.
Толстой Истоки национальной Уметь
«Кавказский пленник».
вражды.
характер
героя, Татарская деревня
против
озаглавливать
Протест
Бессмысленность
национальной вражды.
эпизоды,
давать вражды
оценку поведению.
составлять Чувства героя
Л.
Н.
Толстой Смысл
названия Уметь
«Кавказский пленник».
рассказа.
ответ
по
плану, Душевное состояние
используя текст.
Физическое
Непреодолимая жажда
свободы.
состояние
Л.
Н.
Толстой Роль природы
Уметь показать роль Величие
«Кавказский пленник». в рассказе.
природы в раскрытии Спокойствие
Роль природы в рассказе.
характеров героев.
простор
Л.
Н.Толстой Помощь Дины.
Уметь показать роль Плен
не
сломил
«Кавказский пленник».
Дины для удачного стремления к свободе
Помощь
Дины.
побега из ямы.
Не
потерял
Прощание.
человеческого
достоинства
Моральный дух
Л. Н. Толстой
Смысл
названия Знать
автора, В
одинаковых
«Кавказский пленник».
произведения.
название
рассказа, обстоятельствах
названия
Смысл
сюжет.
проявляются разные
черты характера
произведения.
Уметьобъяснить
название
рассказа, Способы вырваться
дать характеристику из плена
переносит
главным героям.
Стойко

№
107
В\ч 6

1

Рассказы
писателей.
По выбору.

№
108

1ч.

ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ.

10

КАРТИНЫ
РОДНОЙ
ПРИРОДЫ
А. С. Пушкин
«Зимнее утро». «Зимний
вечер».
Красота
родной
природы.

№
109

1

№
110

1

русских Просмотр
в\ф
рассказам
Н.Толстого

по Знать
фамилии
Л. русских писателей, их
портреты.
Уметь
назвать
рассказы
русских
писателей,
их
главных
героев,
кратко
пересказать
сюжет.
Знакомство
с Знать
названия
журналами из детской детских журналов.
библиотеки.
Уметь
кратко
пересказать
содержание
прочитанной статьи.

названия
над Знать
стихов поэта.
Уметь
определять
тему, идею стиха,
находить
средства
художественной
выразительности.
С. Есенин
Выразительное
название
Знать
«Поёт зима – аукает». чтение.
Анализ стихов поэта.
«
Уметь
понимать
Белая берёза».
стихотворений.
стихотворную речь и
объяснять
сюжет
стихов, находить
изобразительные
средства.
Работа
выразительным
чтением.
Анализ
стихотворений.

трудности
Лев
Николаевич
Толстой
«Акула»
«Прыжок»
«Лев и собачка»
Чехов
А.П.
«Каштанка»
Издания периодики
Периодическая
печать
Типография
Журналисты
Корреспонденты

Средства
художественной
выразительности
Эпитеты
сравнения
Определите тему,
идею,
сюжет
стихотворения
найди
средства
художественной
выразительности

№
111

1

Ф. Тютчев «Весенняя Тема
природы
гроза».
лирике.
«
Весенние воды».

№
112

1

Соколов – Микитов Работа над описанием
«Звуки весны».
по данному плану.
Соблюдение
правил
орфоэпии при чтении.

5

А.ПЛАТОНОВ
«
А.ИЮЛЬСКАЯ
Платонов ГРОЗА»
«Июльская гроза».
Сюжет рассказа.

№
113

1

№
114

2

№
115

3

в Знать
название
стихов, сюжет.
Уметь
находить
выразительные
средства, определять
тему, идею.

Знать
содержание
рассказа.
Уметь назвать тему,
главную
мысль,
найти выразительные
средства.

Краткий рассказ о Знать произведения
писателе.
Сюжет писателя.
рассказа.
Уметь
кратко
пересказать
сюжет
рассказа.

А. Платонов «Июльская Аналитическое
гроза».
чтение. Работа
Описание пейзажа.
описанием.

Знать сюжет рассказа.
над Уметь
найти
описание июльского
дня, доказать текстом
подобранные
иллюстрации.
А. Платонов
Образная
Уметь передать с
«Июльская гроза».
характеристика
помощью
текста
Использование автором предметов и явлений, чувства детей, найти
образной
выраженные
разницу в поведении

Красота
русской
природы
Порыв души
Интонация
Соблюдай
орфоэпические
нормы
Прочитай
выразительно
Передай
своими
словами содержание
рассказа
с
Прочитай
соблюдением
орфоэпических норм,
пауз, интонаций
Колхоз
Рожь
Колосья
Мельница
Уморился
незнакомец
Всё
незнакомое
вызывает страх
Переживает
за
братишку
С
уважением
к
незнакомцу
Поклон
по сторонам
теплота души

№
116

4

№
117

5

№
118
В\ч 7

1

10
№119 1

№
120

2

характеристики.
прилагательными.
героев.
А. Платонов «Июльская Работа
над Уметь описать грозу,
гроза».
описанием.
поведение детей во
Описание летнего дня.
время
грозы,
опираясь на текст.
А. Платонов «Июльская Работа
гроза».
описанием.
Описание летнего дня с
помощью эпитетов.

над Уметь передать свои
впечатления
от
прочитанного,
своё
выразить
отношение
к
произошедшему.
Стихотворения русских Работа над описанием Знать
фамилии
поэтов
о родной природы в лирике.
русских
поэтов,
природе.
названия стихов.
Уметь найти идею и
главную мысль стиха,
найти
художественные
средства.
КЛАССИКИ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
А . КУПРИН
с Знать историческую
А.
Куприн
«Белый Познакомить
пудель».
творчеством писателя. эпоху.
детей
в
Уметь
Жизнь
назвать
дореволюционной
рассказы
автора,
России.
героев, идею и тему
рассказа.
А.
Куприн
«Белый Аналитическое
Знать сюжет рассказа.
Уметь анализировать
пудель».
чтение.
Сюжет рассказа.
прочитанные
эпизоды.

Диалог бабушки и
внуков
Приход детей уход
детей
Горница
Неуютно
Зарождалась
июльская гроза
Бугры
могучего
страха на небе
Очень страшно
Уберечь, спасти
Прочитай
выразительно,
соблюдая все правила
орфоэпии
Сравнения
эпитеты

Труппа
Группа артистов
Шарманка
Взял
напрокат
относился
очень
бережно
Инструмент
Относился
как
к
другу
Тяжёлая
бродячая

№
121

3

А. Куприн
«Белый Приключения
пудель».
артистов.
Приключения
труппы
артистов в Крыму.

Знать
развитие
сюжета рассказа.
Уметь
кратко
передавать
содержание
отдельных эпизодов,
высказывать
своё
к
отношение
происходящему.

№
122

4

А. Куприн
«Белый Дружба в рассказе, её Уметь
находить
пудель».
истоки.
нужный материал для
Описание дружбы в
подтверждения
рассказе.
своего ответа.

№
123

5

А.
Куприн
«Белый Дружба в рассказе.
пудель».
Описание дружбы в
рассказе.

№
124

6

№
125

7

А
Куприн «Белый
пудель».
Поведение
мальчика
на
даче
Трилли
«
Дружба».
А.
Куприн
«Белый
пудель».

жизнь
Трудно ходить
Узкие горные тропы
Несли на себе все
вещи
Страшная жара
Раскалённый воздух
Крым
Худые, нищие
Бессердечная
Отвратительная
женщина
Орал, дико кричал
Безобразно вёл себя
Старался
ударить
слуг
над
Издевался
прислугой
Оскорблял гадкими
словами
Барчук
Сын
богатого
человека
Избалованный
Невоспитанный
мальчик
Истерика
Каприз
выполняет
любой каприз
Жалкое выражение
Безобразная выходка

Уметь
составить
ответ по данному
с
плану
использованием
данной в учебнике
лексики.
Аналитическое
Уметь
кратко
чтение.
пересказывать
Работа над идеей и эпизоды, составлять
темой рассказа.
план
ответа,
подбирать текст к
иллюстрациям.
Беседа
о Уметь
выбрать Неприятности
нравственности.
нужный материал для Нехорошее

Нравственность
поступков.
№
126

8

№
127

9

№
128

10

8 Ч.
№
129

1

№
130
В\ч 8

2

№

2

А. Платонов «Белый
пудель».
Нравственность
в
рассказе.
А. Платонов «Белый
пудель».
Верность и дружба в
рассказе.

Собственная оценка
поведения героев.

А. Платонов «Белый
пудель».
Смысл
названия
рассказа.
КЛАССИКИ
ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Г. Х, Андерсен
«Ромашка».
Аналитическое чтение.

Определение смысла,
идеи, главной мысли
рассказа.

Нравственные нормы
в жизни человека.

доказательства
правильности
поведения героев.
Уметь высказать своё
отношение к героям и
доказать свою точку
зрения.
Уметь анализировать
прочитанное, давать
оценку, высказывать
свою точку зрения,
определять идею.
Уметь
доказать
нравственность
поступков героев.

Знакомство
с Знать
сказки
творчеством писателя. писателя,
героев,
сюжеты.
Уметь
кратко
передать содержание
прочитанного,
оценивать поступки
героев.
Г.Х.Андерсен
Просмотр
Уметь назвать по
«Гадкий утёнок».
видеофильма
с иллюстрациям сказки
писателя,
главных
Нравственная
основа последующим
обсуждением.
героев,
тему
и
сказки.
главную
мысль
сказки.
Твен Просмотр в\ф
название
Марк
Знать

предчувствие
Тревожное
настроение
Уговаривает продать
Арто
Продажная душа
Угодить хозяевам
Деньги важнее, чем
верность и дружба
Безнравственные
хозяева
Предал бы друга
Верный
Преданный
Благородный
Страшный удар

Ганс Христиан
Андерсен
Датский сказочник
«Дюймовочка»
«Огниво»
«Гадкий утёнок»
Нравственное
содержание
Поступки героев
Бережно относиться к
живому
Приключения

131

1

№
132

2

№
133
В\ч 9

1

№
134
В\ч
10

1

№
135

2

Тома с
последующим произведений,
обсуждением
главных героев.
Уметь
кратко
передать содержание
прочитанного.
Марк
Твен Просмотр
в\ф
с Уметь
кратко
последующим
рассказать
«Приключения
о
Геккельберри Финна».
обсуждением.
приключениях
героев, дать свою
оценку
поведению,
назвать
главную
мысль.
А.Киплинг
Обсуждение народной Знать
содержание
«Отчего у верблюда притчи
рассказа.
горб?»
Уметь пересказать по
данному плану, дать
оценку
действиям
героев,
обосновать
свой ответ.
«Приключения
Сойера»

Развлечения
Путешествия
Взаимовыручка
изворотливость
Дружба мальчиков
Жизнь американских
мальчишек
Эпизоды
Характеристика
героев

Верблюд
Пустыня
Горб
Основной смысл
Пёс
Бык
Конь
спор
Даниэль Дефо
Приключения героя.
Знать
о Необитаемый остров
«Робинзон Крузо».
Просмотр
в\ф
с приключениях
Пятница
Робинзона на острове. Дикари
Приключения героя на последующим
необитаемом острове.
обсуждением.
Уметь рассказать о
личных
качествах
героях, помогших ему
выжить
ДАНИЭЛЬ
Дефо Обсуждение
Уметь
кратко Желание выжить
«Робинзон Крузо».
приключений
передать содержание Мечта о доме
Сила характера главного Робинзона,
просмотренного
Сильный характер
героя.
произошедших с ним фильма,
выделить Выдержка
на
необитаемом главные
черты
острове.
характера,
дать
собственную оценку.

№
136

1

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ
СПИСКИ
ЧТЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
НА
ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)51-02-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».