17.12.2018
Игра «Город коррупции»
Цели и задачи:
способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения граждан,
привлечь внимание к проблеме коррупции;
познакомить участников семинара с формами коррупции;
выявить наиболее коррумпированные учреждения, сферы;
выявить наиболее эффективные методы борьбы с различными формами коррупции.
Участники: ведущий, 3-5 команд по 5-7 человек.
Возраст: 9 -11 класс
Реквизит: клей,,
белая бумага ф-А4, ручки,
карточки с формами коррупции,
карточки с коррупционными ситуациями, таблички:
правоохранительные органы, высшие учебные заведения,
система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры,
спорта и отдыха,
система судопроизводства, государственный аппарат и др.
Время проведения: 1 час.
Ход игры:
0 этап.
Объяснение правил игры -5 мин
1 этап.
Все участники образуют команды по 4-7 человек.
В командах организуется обсуждение по вопросу формирования ГОРОДА: участникам игры необходимо определить, какие организации и учреждения могут быть в данном ГОРОДЕ.
– 5 мин
2 этап. Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Ведущий после того,
как учреждения какой-либо городской сферы озвучены,
прикрепляет на доску таблицу с названием.
Таким образом,
в течение
5 минут «строится» ГОРОД. – 5 мин
3 этап. Группы получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Далее в течение
10 минут группы распределяют карточки по сферам жизни ГОРОДА и прикрепляют их к таблицам.
Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении. – 10 мин
4 этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни,
которые,
по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции. Обсуждаются следующие вопросы: - 10 мин
- С чем связано такое распределение карточек?
- Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной
среды? Почему?
- Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные
органы, образование, ЖКХ и др.)?
5 этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги яркого цвета.
Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых,
по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией. – 5 мин
6 этап. Подвести итоги,
собрать заполненные листы – ответы и все оставщие реквизиты
Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких учреждениях, сферах коррупция получила наибольшее распространение, а также в каких из них борьба с этим негативным социальным явлением наиболее результативна.
Ролевая игра «Приемная комиссия»
Цель игры
– знакомство с требованиями приема в различные учебные заведения;
формирование навыков антикоррупционного поведения.
Условия проведения игры.
Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу («Справочник для поступающихССУЗы, ПУ и ПЛ»), условия поступления в вуз, гимназию, лицей, НОУ; адрес сайта ОУ и т.п.
Время проведения: 2 часа
Ход игры.
1 этап.
Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.
Инструкция: «Все вы скоро будете поступать в профтехучилища, техникумы, вузы.
Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов,
а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии,
которая и решит,
зачислять Вас или не зачислять,
а также предложит вам условия зачисления. В нашей игре будет «приемная комиссия» и «поступающие». Посмотрим,
многим ли удастся поступить?
На каких условиях?
Эксперты вместе с ведущим будут наблюдать за диалогом и действиями собеседников».
2 этап.
Выбираются приемные комиссии из 3-4 человек
(в зависимости от количества учащихся и предполагаемых образовательных учреждений), группа экспертов (2-3 чел.). Организуется несколько групп
(по 3-7 чел.) «поступающих» в определенное ОУ. Ведущий может в обязательном порядке предложить группе любое учреждение для «поступления».
Ведущий предлагает учащимся заполнить примерную анкету,
подумать,
чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение.
Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (выходят на сайты,
читают условия зачисления, рекламные проспекты,
заранее подготовленные ведущим и т.п.) и вырабатывают главные критерии отбора,
например:
§ знание будущей профессии
§ желание учиться в данном учебном заведении
§ способности к обучению
§ поведение,
воспитанность
§ результаты ГИА
§ материальный достаток абитуриентов и др.
Время на подготовку может занять от 10 до 15 минут.
4 этап.
Учащиеся
(от группы)
по очереди пробуют поступить в учебное заведение.
На одну попытку дается от 5 до 10 минут,
в зависимости от числа играющих.
Члены приемной комиссии заинтересованы не только в соблюдении правил приема, способных учениках и абитуриентах, но и в осуществлении набора на платное отделение,
на платные подготовительные курсы. Абитуриенты, ученики заинтересованы поступить на приемлемых условиях, с соблюдением закона и правил приема.
5 этап.
Обсуждение игры.
Экспертами оцениваются правильность действия членов приемной комиссии и поведение поступающих, например:
в какой степени абитуриент, ученик
(или его родитель)
овладел информацией или пытался получить достоверные сведения об условиях зачисления и обучения; насколько условия,
на которые согласился претендент, законны, соответствуют правилам приема и т.д.
В итоге Ведущий должен сказать учащимся,
какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение,
кто из членов комиссии или претендентов действовал незаконно.
Диагностические возможности игры.
Систематизируются знания об условиях поступления, обучения, возможностях получения достойной работы после окончания того или иного учебного заведения,
отрабатываются навыки поиска достоверной информации. Выявляется отношение к различным формам коррупции.
Типичные трудности.
Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в престижное учебное заведение,
а также показать «подводные камни» при поступлении в те или иные заведения и как их можно преодолеть.